Культурная экспансия Республики Корея (РК) в первую очередь ассоциируется с таким понятием, как халлю – Корейская волна. Этот термин используется для описания феномена распространения массовой корейской культуры на весь земной шар. Изначально это распространение ограничивалось регионами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Но со временем приобрело такую популярность, что на данный момент популярно и в Европе, и в США, и в других странах и регионах [1].
В представлении многих людей Корейская волна связана с появлением корейской музыки K-pop, но это не так. Первое проявление халлю связано с корейскими мелодрамами конца 1990-х гг. Они достигли широкой популярности в Китае и занимали очень много телевизионного времени. Именно в связи с этим китайскими журналистами было введено такое понятие, как Корейская волна.
Как же правительству Южной Кореи удалось добиться быстрого распространения культуры? Во-первых, это связано с культурной схожестью стран Азиатского региона. Именно там корейская культура достигла наибольшей популярности, в то время как распространение на Западные регионы сталкивается с проблемами, связанными с различием в ценностях и традициях.
Во-вторых, благодаря «экономическому чуду», которое привело к тому, что РК входит в топ стран с развитыми экономиками, у правительства появилась возможность вкладывать деньги в культурную индустрию и развивать ее. Были созданы специальные организации и фонды. Так, например, в начале 2000-х гг. было создано Агентство корейской культуры. Помимо этого, была оказана материальная поддержка со стороны правительства создателям информационной продукции для выхода на международный уровень. Выделяются деньги продюсерам и каналам для участия в международных трансляциях, проводится мероприятие Broadcast Worldwide, спонсируемое Министерством культуры, спорта и туризма РК. Помимо Министерства культуры, спорта и туризма. В делах осуществления культурной экспансии участвует и Министерство иностранных дел и торговли, которое занимается вопросами культурных обменов, туристической привлекательности страны и др.[3].
Еще одним фактором успеха является отличительная черта корейской массовой культуры: внимание к деталям. Это можно проследить, например, смотря музыкальные клипы, в которых все проработано до мелочей: от визуала до отработанной хореографии и прекрасного звучания.
Какие преимущества дает халлю государству? Прежде всего, она составляет большую долю в экономике страны. Уже в 2013 г. экономический эффект халлю только в Европе составил порядка 620 млн. 900 тыс. долларов [1]. Благодаря распространению культуры, растет интерес иностранцев к стране, поэтому туристический поток увеличивается. Кроме того, через культуру формируется привлекательный образ государства. Увеличивается число людей, желающих изучать корейский язык и корейскую культуру.
Самым ярким примером успеха Корейской волны является фильм «Паразиты», который в 2019 г. получил Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, а в 2020 г. получил премию «Оскар» в нескольких номинациях. Этот фильм действительно обрел славу мирового масштаба. Но и до этого фильма, южнокорейский кинематограф имел большую популярность. Культурным деятелям из Южной Кореи удавалось не раз получать премии Каннского кинофестиваля. Еще в 2002 г. режиссер Им Квон Тэк получил награду за лучшую режиссуру за фильм «Штрихи огня». 20 лет спустя, еще один южнокорейский режиссер – Пак Чан Ук – получил награду за лучшую режиссуру за фильм «Решение уйти» [4]. В 2007 г. актриса Чон До Ён получила приз Каннского фестиваля за лучшую женскую роль, став первой кореянкой, получившей данную награду, а первым корейцем, получившим приз Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль, стал Сон Кан Хо в 2022 г.
Согласно отчету Корейского фонда (Korean Fond) от 2022 г., в Европе наблюдается самый динамичный рост спроса на южнокорейскую культуру. Число поклонников выросло на 37 % [2]. Как отметил сам Корейский фонд, Южная Корея стремится через Европу попасть на Западные рынки и увеличить там свое влияние. Однако по-прежнему основными странами-импортерами южнокорейской культурной продукции остаются именно азиатские страны.
Самой распространенной формой южнокорейской культуры стали вебтуны – цифровые комиксы, предназначенные для чтения на смартфонах. На втором месте – корейская косметика, на третьем – корейские дорамы. Рост числа фанатов и фан-клубов растет очень динамично. Среди причин растущей популярности были отмечены: впечатляющие мелодии, отточенная хореография, изображение национальных особенностей Южной Кореи, таких как, например, крепкие семейные узы [5].
Подводя итоги, стоит отметить, что халлю является неотъемлемой частью политики Южной Кореи. Она является инструментом мягкой силы, культурной дипломатии, экономической деятельности, при этом она также является национальным брендом, помогая формировать за рубежом благоприятный образ страны.
Автор: Пучкова Юлия, студентка 2 курса международных отношений истфака ИГУ
Список источников
- В Европе отмечен самый динамичный рост спроса на южнокорейскую поп-культуру [Электронный ресурс] // ИА Красная Весна. – 2023. – URL: https://rossaprimavera.ru/news/58045284 (дата обращения: 09.06.2023).
- Лазарева К. В. Культурная политика как атрибут успеха стратегии soft power Республики Корея [Электронный ресурс] // Мобильность как измерение мягкой силы: теория, практика, дискурс: сборник научных трудов по итогам Второй Всероссийской научно-практической молодежной конференции. – 2019. – С. 70-82. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41704445_62323434.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
- Шмакова А. С., Винокурова К. А. Зарождение и развитие феномена «Корейской волны» в Южной Корее [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного исследовательского университета, Новосибирск, Россия. – 2015. – Т. 15, № 10. – С. 158-169. – URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/310767938.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
- Южнокорейское кино получило два трофея на Каннском кинофестивале [Электронный ресурс] // FanAsia. – 2022. – URL: https://fanasia.ru/news/juzhnokorejskoe_kino_poluchilo_dva_trofeja_na_kannskom_kinofestivale/2022-05-29-415 (дата обращения: 09.06.2023).
- Korea Foundation annual report [Электронный ресурс]. // Korea Foundation – 2022. – 35 p. URL: https://www.kf.or.kr/kfEng/cm/cntnts/cntntsView.do?mi=2129&cntntsId=1630 (дата обращения: 09.06.2023).