Основные события, вызывающие проблему исторической памяти, происходили с 1931–1945 гг.. Данный период характеризуется японской агрессией по отношению к Китаю, а в дальнейшем и к другим странам и народам юго-восточной Азии. С завершением Второй мировой войны Китаю и Японии было крайне тяжело наладить отношения в силу множества причин. Тем не менее в 70-х гг. XX в. в отношениях между Японией и Китаем произошли позитивные сдвиги. Были налажены тесные экономические связи и установлены официальные дипломатические отношения в 1972 г. Однако, проблема исторической памяти остаётся важным инструментом для политических и идеологических манипуляций как в японской политике, так и в китайской. Немаловажную роль данная проблема играет, в том числе и на восприятии простыми гражданами Японии и Китая друг друга.
В период маоизма Китай крайне осторожно высказывался по поводу исторических проблем, которые могли бы навредить потеплению в японо-китайских отношениях, необходимого в первую очередь для экономического развития. Китайская позиция выражалась в том, что японский народ не виновен, а виноват японский военный национализм, воздвигнутый военными в ранг государственной политики. «Японский военный национализм виноват, но японский народ невиновен». В глазах Китая, Япония, ослабленная поражением в войне, больше не являлась «основным врагом» [1, c. 5].
Однако, 80-е гг. ознаменовали начало споров в вопросах истории. В 1982 г. возникла проблема японских учебников по истории. Министерством образования Японии были одобрены учебники по истории, в которых наблюдается «сглаживание углов» в темах, рассказывающих о японской агрессии. Например, слово «оккупация», в контексте событий в Северном Китае, было изменено на слово «пребывание». Также недовольство вызывало отношение к Нанкинской резне, число жертв которой умалчивалось, а поводом для подобных неприемлемых действий стало чувство гнева японских солдат, понесших большие потери. Официальные представили КНР и других стран, пострадавших от японского милитаризма, требовали немедленных изменений, чему Япония не могла сопротивляться [2, c. 279].
Данная проблема ещё не раз показывала свою остроту в японо-китайских отношениях, в силу того, что большое количество учебников пишутся не собственноручно министерством образования Японии, а лишь одобряются им. Сами же учебники пишутся частными компаниями и организациями, которые могут иметь различную политическую направленность.
Очередной инцидент касательно японских учебников по истории разразился в 2005 г. В Китае произошли широкомасштабные демонстрации против Японии. Поводом стали именно учебники по истории, которые по заявлениям СМИ искажали историю и замалчивли преступления, совершенные японской армией. Протестующие бросали камни и бутылки в японские посольства и консульства. Данные действия протестующих вызвали острую критику в адрес руководства Китая со стороны Японии. Она обвинила Китай в неспособности обеспечить безопасность японских граждан и защитить их собственность, а также потребовала компенсации за причиненный ущерб, нанесенный демонстрантами. Кроме того, японские власти заявили о возможности направления военных сил в Китай для охраны своих объектов. В ответ на это, руководство Китая высказало обвинения в адрес Японии, заявив, что та отказывается признать свою историю и сама спровоцировала антияпонские настроения [3]. Очевидно, что чем больше времени проходит с периода японского милитаризма, тем более характерные изменения происходят в японском общественном сознании. Память о войне утрачивается, а многие японские политики, занимающие руководящие посты, всё чаще транслируют и демонстрируют идеи о том, что Японии необходимо уходить от чувства вины.
Храм Ясукуни, является тем объектом, о котором невозможно не упомянуть в контексте данной проблемы. Особенностью данного храма является то, что в нём происходят поклонения именно военным, которые погибли за Японию и императора. В число святых личностей храма входят в том числе и военные преступники, осуждённых в ходе Токийского процесса и прочих судов в рамках государств, пострадавших от японской агрессии. Посещение данного храма практиковалось множеством японских премьер-министров и серьезными лицами в японском истеблишменте. В частности, премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми регулярно посещал храм Ясукуни, вызывая протесты с китайской стороны [4, c.20].
В 2002 г. после посещения храма Ясукуни Дзюнъитиро Коидзуми, председатель КНР Цзян Цзэмин негативно отзывался об акциях подобного рода. Приглашение для японского премьера посетить Китай, было и вовсе отозвано. Невзирая на это, Кодзуми не перестал посещать храм Ясукуни, а китайские руководители все также отказывались с ним встречаться. В целом весь на протяжении всего срока полномочии Коидзуми как премьер-министра, японо-китайские отношения стали более напряжёнными. В 2006 г., когда он вновь посетил храм, МИД КНР вновь выступил с решительным протестом, заявив, что Коидзуми вновь оскорбил чувства китайского народа. Поведение премьер-министра лишило его кредита доверия в международном сообществе и среди японского народа, а также нанесло ущерб государственному имиджу и интересам Японии [5].
Ситуация вокруг храма Ясукуни стала особенно проблемной, когда на посту премьер-министра Японии находился Синдзо Абэ. Как уже упоминал автор в прошлом параграфе, политическая философия Синдзо Абэ является крайне правой, и на взгляд автора реваншистской. Приверженность данной позиции отчетливо прослеживается в заявлениях Абэ. На заседании бюджетного комитета верней палаты парламента в 2013 г., Синдзо Абэ заявил, что не желает, чтобы вопрос храма Ясукуни оказывал воздействие на отношения Японии и КНР, но не будет отказываться от идеи посещения святилища. По его словам «ошибочно полагать, что дипломатия будет осуществляться успешно, если перечеркнуть историю и отбросить национальную гордость». С. Абэ продемонстрировал свое нежелание поддаваться недовольствам соседей, подчеркнув, что будучи главой правительства, его работа заключается в «защите гордости Японии, которая зиждется на истории и традициях» [6, c. 133].
В том же году премьер-министром было совершено паломничество в храм Ясукуни. Выступая в парламенте, он акцентировал внимание на том, что посетил храм в качестве частного лица, что не противоречит Конституции Японии. Ответная реакция КНР очевидно была негативной. Глава МИД КНР Ван И выразил протест, говоря о том, что Япония вряд ли готова «сожалеть о своей агрессии в прошлом, а проблема посещения храма Ясукуни является принципиальным вопросом, от которого зависят японо-китайские отношения». Ван И упомянул, что нынешняя администрация противоречит всем данным в прошлом обещаниям и способствует наращиванию политических барьеров, несмотря на то, что в отношениях между странами и без того немало трудностей. Негативная реакция на данную реакцию последовала не только из азиатских стран, пострадавших от японского милитаризма, но и не была поддержана другими важнейшими членами международных отношений, в частности со стороны США и Евросоюза.
27 февраля 2014 г. С.Абэ заявил, что его паломничество в храм Ясукуни стало дипломатической проблемой для Японии, и пообещал приложить усилия для разъяснения японской позиции. В данном заявлении премьер-министр объяснил свои мотивы как желание помолиться «об упокоении душ всех тех, кто сражался за родину», акцентировал внимание на решимости придерживаться принципа отказа от войны, основываясь на «сильном раскаянии за прошлое». Также сделал важную ремарку, что он не желал ранить чувства народов Китая и Южной Кореи [7].
С того момента, Синдзо Абэ на посту премьер-министра больше не совершал походы в храм Ясукуни. Однако, ежегодно в октябре и апреле в храм поступало подношение от Синдзо Абэ. При этом официальные представители Токио настаивали на исключительно личном характере такого шага.
Тем не менее, покинув пост премьер-министра в 2020 г., Синдзо Абэ возобновил личные посещения данного храма, так как, не занимая высший государственный пост в Японии, это бы не стало большой проблемой для репутации Японии в международном сообществе.
Однако, по-прежнему, после Синдзо Абэ, лица, занимающие пост премьер-министра, отказываются от самостоятельного паломничества в храм, не желая провоцировать негативную реакцию, обходясь лишь пожертвованиями в храм. Данной практики придерживается и ныне действующий премьер-министр Японии Фумио Кисида, вызывая негативные оценки со стороны КНР в частности [8].
В целом, проблема исторической памяти по-прежнему является одной из основных причин для разногласий между двумя важнейшими акторами в АТР. Преодоление данной проблемы является маловероятным, так как Японии, находящейся в настоящее время на пути ремилитаризации, необходима подобная позиция к истории своей страны. Уважение к тем, кто вёл войну в Азии в середине XX века, выступает в первую очередь примером для молодёжи, которая и без того долгое время воспитывалась в настроениях пацифизма и с чувством вины и унижения за действия их предков, к которым современные японцы не имеют никакого отношения. Тем не менее, Япония не отрицает ошибочности своих действий в прошлом, а лишь желает преодолеть «комплекс поражения в войне».
Для Китая же, подобная позиция является недопустимой с политической точки зрения. Позитивное отношение к военным преступникам на фоне все более и более активного развития сил самообороны Японии становится вызовом для Китая в борьбе за доминирование в Азиатско-тихоокеанском регионе. Помимо этого, на уровне общественного мнения, подобные действия японского руководства становятся прямым оскорблением китайского народа, понёсшего во Второй мировой войне наибольшие потери на азиатском театре военных действий.
Подготовил Котельников Даниил, ИГУ
- Ая Ямото. Китайско-японские исторические проблемы и внутренняя политика / Ая Ямото // Высшая школа права и политики Токийского университета по государственной политике. – 2003. – 53 с. (矢本あや. 日中歴史問題と内政 // 東京大学大学院法学政治学研究科. – 2003 年). – URL: https://www.j.u-tokyo.ac.jp/jjweb/research/MAR2004/26174.pdf (дата обращения: 27.05.2023). – Текст : электронный.
- Панов А. Н. История внешней политики Японии 1868–2018 гг. / А. Н. Панов, К. О. Саркисов, Д. В. Стрельцов. – М. : Международные отношения, 2019. – 456 с.
- Япония и Китай пытаются помириться // РБК. – 2005. – 23 апр. – URL: https://www.rbc.ru/politics/23/04/2005/5703bac49a7947afa08c7df2 (дата обращения: 27.05.2023).
- Турицын И. В., Иоганн Р. Особенности современных отношений КНР и Японии в контексте краткой ретроспективы китайско-японского взаимодействия // Современная научная мысль. – 2019. – №. 4. – С. 111-140. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennyh-otnosheniy-knr-i-yaponii-v-kontekste-kratkoy-retrospektivy-kitaysko-yaponskogo-vzaimodeystviya
- Китай решительно против очередного посещения Коидзуми храма Ясукуни. – Текст : электронный // Посольство Китайской Народной Республики в Республике Тажикистан : [официальный сайт]. – URL: http://tj.china-embassy.gov.cn/rus/xwdt/200608/t20060816_10003470.htm (дата обращения: 27.05.2023).
- Батакова А. А. Проблемы исторического прошлого в отношениях Японии с государствами Восточной Азии (конец XX – начало XXI вв.) : специальность 07.00.15 «История международных отношений и внешней политики» : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Алиса Андреевна Батакова ; Московский государственный институт международных отношений (университет) министерства иностранных дел Российской Федерации. – Москва, 2017. – 260 с. – URL: https://mgimo.ru/science/diss/2014/batakova-aa.php (дата обращения: 27.05.2023).
- Заявление Премьер-министра Японии С. Абэ «Клятва в вечном мире» // Посольство Японии в России : [официальный сайт]. – URL: https://www.ru.emb-japan.go.jp/POLICIES/PERFORMANCE/PRIMEMINISTER/20131227.html (дата обращения: 27.05.2023).
- Kishida sends offering to controversial Yasukuni Shrine // THE ASSOCIATED PRESS. – 2021. –URL: https://www.asahi.com/ajw/articles/14462657 (дата обращения: 27.05.2023).