Аннотация. Рассмотрена актуальная проблема современного противостояния между Российской Федерацией и членами блока НАТО (их агрессии в российском информационном цифровом пространстве). Произведен анализ истории и современного состояния информационных коммуникаций, цифрового информационного пространства и социальных сетей Рунета. Проанализированы технологии, используемые в сетях и блогосфере, обеспечивающие их политизацию и манипуляцию общественным мнением в российском сегменте интернета. Авторы приходят к выводу, что соцсети из способа общения их участников превращаются в систему массовой коммуникации, находящуюся под контролем политических противников Российской Федерации. Отмечается, что происходит активная сепарация контента, в ходе которой из сетей исключаются информация, противоречащая позиции собственников информационных платформ, а зачастую — и аккаунты пользователей, активно поддерживающих руководство России и его политику. Сделан вывод, что с учетом проводимой лидерами коллективного Запада активной санкционной политики, движения НАТО в сторону российских границ в настоящее время идет мировая война, а пространство интернета — один из ее фронтов.
Авторы: Ю. А. Зуляр, Р. Ю. Зуляр
Ключевые слова: методология, политическая наука, политические коммуникации, интернет, социальные сети, манипулятивные технологии, современный социум, цифровизация, политизация и рискогенность современного виртуального пространства.
Источник: Четырнадцатые Байкальские социально-гуманитарные чтения : материалы. В 2 т. Т. 1 / ФГБОУ ВО «ИГУ» ; [науч. ред. Ю. А. Зуляр]. — Иркутск : Издательство ИГУ, 2021
www.elibrary.ru
Войны начинаются гораздо раньше того часа, когда солдат, моряк или летчик преодолеет чужую границу, они начинаются с того момента, когда сосед или противник объявляется врагом. С этого момента военные, пропагандисты и чиновники получают команду на подготовку к войне. Это внешнее состояние «войны без войны» может длиться долго, но на деле она уже идет. Стороны ищут слабые места противника и в ответ наращивают свои мощности, усиливают соответствующую обработку своего населения и граждан вражеского государства. Это общая процессность всех времен и народов. А дальше идут конкретно-исторические условия и обстоятельства, определяемые множеством переменных, являющихся следствием исторических эпох и технологических укладов.
Вторая мировая война, с точки зрения позиционирования германских нацистов и японских милитаристов как врагов, закончилась 5 марта 1946 г . фултоновской речью У . Черчиля. После этого врагом англосаксонской цивилизации стал СССР и началась новая мировая война, получившая название «холодной». В 1991 г. она закончилась распадом СССР и Россия перешла в разряд поверженных врагов, сдавшихся на милость победителя. 17 лет правящий класс и население страны мечтали о том, что коллективный Запад признает Россию своей равноправной частью. Напрасно, и тогда, когда терпение кончилось и президент В. В. Путин в 2007 г. в Мюнхене заявил о глубоком разочаровании народа Российской Федерации сложившимся положением дел, Россия вновь стала врагом Запада.
С 2014 г. началась экономическая блокада и санкционная дискриминация Российской Федерации и ее руководства. США и их союзники начали активную подготовку к военному разгрому нашей страны. В 2019 г. Президент РФ продемонстрировал новые виды оружия, которые не позволят НАТО выйти победителем в этой войне. После этого США, не отказываясь от своих обычных средств и методов борьбы с России, основное внимание перенесли на ведение кибервойны и доминирование в цифровом пространстве. Анализу состояния дел на этом новом поле боя посвящено наше исследование.
Вышеуказанные процессы накладываются на тектонические сдвиги в глобальной социально-экономической архитектуре капитализма. В середине 1950-х гг. началась ревизия идеологии капитализма в форме отказа от индустриализма. В процессе борьбы с идеей социализма была провозглашена концепция «государства всеобщего благоденствия», или «социального государства», просуществовавшая в разных странах до конца 1980-х гг. Кроме введения государственных социальных программ началась эпоха тотального потребительского кредитования. Идеология буржуазного накопительства, бережливости и труда сменилась на идеологию консьюмеризма. На смену индустриальному обществу пришло сервисное общество с все возрастающей сферой услуг, и примерно на рубеже 1950-1960-х гг. классический индустриальный капитализм в развитых странах Запада, в особенности в США, стал уходить в прошлое. Производство товаров уступало пальму первенства производству услуг, и прежде всего финансовых. Все большее количество людей стало играть на бирже, рос игорный и рекламный бизнес. Система тотального кредитования требовала все больше наличности, и 15 августа 1971 г. доллар отвязался от золота, и эмиссия доллара, а затем и евро стала неограниченной.
Окончательный закат эры классического индустриального капитализма произошел после краха мировой системы социализма во главе с СССР. Ощущение наступления нового мира исследователи описывали по-разному, наиболее известным стал концепт конца истории Фукуямы. Но реальным водоразделом между прошлым и будущим стало создание интернета и развитие IT-индустрии. Менялась психология правящего класса США — дефицит государственного бюджета, которого так боялись правители всех времен индустриального капитализма, превратился в норму. Мир все больше стал уходить от реальной экономики, создавая новую виртуальную цифровую вселенную. Безусловно, эти события не оставили равнодушными и российских исследователей, и они устремились в интеллектуальное творчество.
Одни из них говорят о постмодерне, другие — об обществе четвертого технологического уклада, третьи — об обществе 4.0 [1] как преддверии пятого технологического уклада, четвертые — о цифровом обществе или цифровой эпохе, шестые — о цифровой утопии [18], веке виртуальной политики и т. п. Но все сходятся в том, что наступает век, главной ценностью которого станут информация и цифровые технологии. Более того, информация становится основным ресурсом не только для самовоспроизводства различных видов общения, но и публичных коммуникаций, в том числе и функционирующих в поле политики. В научном и политическом сообществах однозначно понимается, что характер и средства передачи информации на массовую аудиторию непосредственно влияют на организацию власти в современном национальном государстве.
Эти процессы уже привели к радикальным изменениям жизни большинства человечества. К природной, социальной, техногенной средам прибавилась информационная среда, или коммуникационно-цифровой мир. Ученые пытаются объяснить новый феномен, а следовательно, овладеть новой стихией, которая, похоже, выходит из- под контроля человечества.
Идеология, казалось бы, отжившая свое и оставшаяся в ХХ в., в современных условиях как бы приобрела второе дыхание, и аналитики констатируют образование у нее новых функций, реализуемых в информационной среде, в связи с образованием особого пространства конкуренции или через механизмы обращения в публичной сфере. Политическая деятельность, бывшая уделом немногих, уходя в цифровое пространство, становится делом миллионов. Обитатели виртуального мира, призванные к публичному политическому действу, сами того не понимая, становятся самой идеологизированной частью общества. Более того, они как бы возвращают общество начала XXI в. к временам столетней давности, когда политикой занимались не из карьерных побуждений, а по зову сердца, когда она была первичной потребностью и смыслом существования. Мэйнстримом их деятельности в виде суждений и перепостов являются не только и не столько события местной и региональной политической жизни, а деятельность правительства и ведущих политических партий. Цифровая информационная тусовка дилетантов от политики на полном серьезе обсуждает и пытается диктовать правила игры государственной власти и профессиональной политической элите.
Социум, или социальная среда, наряду с природной и пространственно-географической, является местом существования индивида, а также представляет собой форму и способ существования человечества. В свою очередь, она, как матрешка, содержит в себе техногенные, ландшафтно-архитектурные, информационные, коммуникационные и другие среды или пространства.
Социальная среда изначально включала в себя информационную компоненту, которая имманентно присуща человечеству. Более того, информация также требуется человеческому организму как воздух и вода. Она является первой социальной потребностью, определяющей положение, состояние и ощущение индивида в социуме. Эти подходы были использованы академиком П. В. Симоновым [24] и искусствоведом П. М. Ершовым [5; 6] при создании ими потребност- но-информационной концепции. Согласно ей, действия людей определяются их потребностями, в том числе — и в определенного рода информации. Поэтому сегодняшние концепции об информационном обществе или среде — это описание или предчувствие иной технологической матрицы социальной коммуникации.
В свою очередь , информация представляет собой мыслительный конструкт, позволяющий, благодаря коммуникационным технологиям, объяснять, понимать и организовывать социальное пространство таким образом, чтобы он воспринимался обществом в целом и отдельными его представителями как объективная реальность, данная им в ощущениях [8, с. 121]. Но в современном социальном пространстве концепт «информации» отражает не только и не столько когнитивные, сколько технологические аспекты передаваемых сведений, не ориентированных на интерпретацию смыслов и образов.
То есть информация на раннем этапе становления общества была «вещью в себе», вернее в голове, и для превращения ее в реальность человечеством была организована система коммуникаций, позволившая создать социум. В ходе эволюции глобального социума происходили трансформации феномена информации и, уйдя от интерпретационно-смысловой функции, она теперь осуществляется только в рамках коммуникативных, социально-связующих форм общения. Осмысление этого процесса привело Н. Л. Лумана к пониманию того, что «социальная система — это совокупность коммуникаций» [13, с. 15]. Исходя из того, что государство представляет собой государственно организованный социум, справедливо определение социолога О. М. Михаленка, что государственная власть является сетью коммуникаций [17, с. 15]. В их совокупности каналы передачи информации являются важнейшими, так как обеспечивают эффективность управления. Государство, будучи политическим институтом, первоочередное внимание уделяет организации и обеспечению эффективности политической коммуникации. По утверждению творческого коллектива под руководством проф. А. И. Соловьева, оно как важнейший институт власти обязано иметь у себя достаточное количество технических каналов для распространения официальной информации [20, с. 27].
В свою очередь , коммуникация — это технологии и инструментарий передачи смыслов, представляет собой смысловое воссоздание общества. Реализующееся через нее языковое структурирование социальной системы обеспечивает необходимую связность, а через нее и целостность общества [8, с. 11]. И одновременно оружие, обязательно используемое в идеологической и политической борьбе.
C ХIХ в . начинается системное использование систем коммуникаций в политической деятельности, хотя эта практика восходит еще к Античности. Первое упоминание коммуникации как метода построения связей с общественностью относится к 1807 г., когда президент США Т. Джефферсон в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения» [26, с. 22].
Многие исследователи рассматривают современность как новую социальность, формируемую по К. Марксу, особой моделью развития производительных сил и производственных отношений. Например, профессор И. А. Василенко именует его обществом 4.0, формируемым четвертой промышленной революцией, базирующейся на цифровых технологиях, таких как большие данные, искусственный интеллект, дополненная реальность [1, с. 67].
Исследователи выделяют современное общество в новый этап развития глобального социума, характеризующийся особой ролью информации и технических коммуникаций, требующих от специалистов соответствующих профессий резкого повышения квалификации. Они пишут, что грядущая коммуникация предусматривает наличие глубоких знаний в ее сфере, расширения круга компетенций пиар-специалистов. Они указывают такие направления, как создание качественных запоминающихся историй на основе данных (Data Storytelling), контентный и креативный творческий менеджмент, владение системами дополненной реальности Augmented Reality) [26, с. 17].
Вместе с тем не все согласны с теорией о том, что общество качественно меняется. Они рассматривают эту концепцию в качестве очередного идеологического миража. В частности, исследователь из Екатеринбурга считает, что «цифровая утопия завершает эволюцию утопий в предыстории человечества», утверждая, что основные мировые политические и философские теории исчерпали себя в создании глобальных проектов будущего и производстве цивилизационных идеологий [18, с. 53]. Тезис о крахе традиционных идеологий поддерживает и московский философ А. М. Дружинин, указывая, что он стал причиной возникновения эклектических мировоззренческих установок, допускающих сочетание противоречивых убеждений [4, с. 46]. О. М. Михайленок констатирует, что изменение социальной реальности опережает инновационные идеи, которые предлагает философская и социально-теоретическая мысль [17, с. 18].
По мнению социолога из Нижегородского госуниверситета, среди исследователей превалируют две точки зрения на современные интернет-коммуникации: они способствуют обратной связи власти и населения, укрепляя доверие к ней, и препятствуют подлинному гражданскому участию. При этом значительная часть социальных сетей является аполитичной, чуждой официальным формам [9, с. 42, 43]. Конечно, государство с опасением относится к интернету как слабо контролируемому им сообществу. Более того, международный характер Сети позволяет безнаказанно осуществлять деструктивную деятельность против него, извращать понимание проводимой им политики и тем самым противодействовать его усилиям. Держатели цифровых платформ сами или по поручению соответствующих служб США ведут когнитивную войну, т. е. войну знаний и смыслов — борьбу за сознание российских граждан.
В связи с этим политизация сообществ социальных сетей усиливается, в Рунете появились разноориентированные сетевые сообщества при доминировании провластных новостных сайтов. Проходя через эти фильтры и генераторов, политический контент попадает к потребителю поляризованным. Интернет-среда превратилась для любого государства в арену идеологического противоборства, и было бы странно, если бы оно занимало при этом нейтральную позицию. Отсутствие видимой и реальной борьбы государства против ложной и враждебной информации является для участников виртуального пространства свидетельством согласия истэблишмента с данной информацией или обвинениями или, что еще хуже, слабости или неспособности правящего класса вести борьбу с политическим противником.
В свою очередь, оппозиционные и враждебные источники информации Рунета транслируют контент, не столько освещающий события, сколько отражающий их рефлексию на них. Смыслы и значения, транслируемые политическими блогерами, представляют постправду, в рамках которой не имеют значения исходные факты, аргументация, доказательства и достоверность [4, с. 46]. Этот иллюзорный и ангажированный контент перестал быть «творчеством» одиночек, эта технология широко распространилась и существенно трансформировала социальное пространство. Возникновение этого феномена не случайно, как пишет профессор С. В. Чугров, «общество постправды» появилось по причине перехода либеральной демократии в фазу раздвижения и размытия границ дозволенного; при этом информационные технологии и соцсети достигли уровня, позволяющего индивидам и малым группам оказывать политическое влияние. В итоге в развитых странах сформировалось гедонистическое массовое информационное общество популистского толка [27, с. 45]. Во внутригосударственном виртуальном пространстве выделяются три основных информационных движения: национальная идейная оппозиция; агенты внешнего влияния, избравшие этот вид зарабатывания денег; и внешние идеологические и политические противники, ставящие своей целью низвержение данного политического режима.
Формирование сетевой составляющей социально-политических отношений как нового явления запускает неоднозначные процессы. В условиях высокого динамизма и неопределенности глобального информационного общества они провоцируют расширение спектра риска [17, с. 18]. Рискогенность информационного общества заключается, по мнению саратовского философа А. Л. Крайнова, в его открытости, делающей уязвимыми участников коммуникационного процесса для вторжения извне. Реальной становится опасность подвергнуться суггестии со стороны коммерческих или религиозных сект, террористов и клубов самоубийств [11, с. 198]. Вместе с тем, по мнению автора, наиболее опасной разновидностью интернет-риска является риск политический. Разрушение национального единства, дискредитация патриотизма, переориентация политической социализации молодежи, фальсификация истории, разжигание религиозной и национальной розни, идеологическая поддержка экстремистских организаций и движений ведут к дестабилизации государственной и общественно-политической жизни, гражданской войне и разрушению страны.
В настоящее время социальные сети подошли к точке бифуркации, и им предстоит превратиться в пространство свободной коммуникации, обеспечивающее творчество, информационное и эмоциональное обогащение, либо стать каналами манипулятивного воздействия на сознание интернет-пользователей [23, с. 239]. Манипуляции путем фальсификации, монтажа, перестановки получили в информационном пространстве широкое распространение. Нередко они осуществляются от лица не существующих в реальности «экспертов» [21, с. 85]. Facebook, Twitter или YouTube — мировые монополисты в своих форматах подачи информации или дезинформации. Редакции названных сетей не только контролируют проходящую через них информацию, обладая возможностью и правом банить любые аккаунты, но также могут встраивать в трафик любые информационные материалы без уведомления об этом пользователей [12]. История, произошедшая с Д. Трампом, — лучшая иллюстрация справедливости этого утверждения.
Манипуляция — это королева информационного рынка, является коммуникативной технологией, при которой субъект осуществляет контроль над реципиентами, как правило, против их воли, преследуя свои интересы. Она является сознательной подменой смыслов в процессе рассуждения [3, с. 9, 10]. Профессор-исследователь И. М. Дзялошинский понимает манипуляцию как управление информационным пространством, через использование психологических и убеждающих логических уловок [2, с. 11].
Однако не все исследователи видят в манипулятивных технологиях исключительно негатив. В частности, философ А. Н. Обысов считает, что современное общество настолько сложно и многогранно, процессы в нем настолько противоречивы, что необходимо применять инструменты манипуляции сознанием для управления социумом во имя обеспечения стабильности и развития общества [19, с. 64]. А политическое воздействие — это, по сути, рафинированная манипуляция. Конечно, не все так однозначно, участники сетевых цифровых коммуникаций делятся на две категории: способных критически оценивать и анализировать информацию и принимающих ее на веру (владельцев клипового сознания).
По мнению ряда исследователей, в научном мире нет общего мнения о манипуляции как этически неприемлемой формы воздействия на человека и общество [3, с. 8]. К тому же разграничение между манипулятивными практиками, убеждением и уговорами достаточно условно. Специалист в области пиара П. В. Меньшиков подчеркивает, что отсутствуют принципы, позволяющие однозначно идентифицировать все возможные проявления скрытого пиара и рекламы в информационном пространстве [15; 16].
Это так, однако, по мнению авторов, приходится констатировать, что манипулятивные технологии превратились в повседневную практику интернет-пространства. В условиях невозможности развязывания ядерной войны, да и обычной тоже (со странами — обладателями ядерного оружья), кибервойна в представлении лидеров агрессивных держав воспринимается наиболее эффективным и перспективным способом борьбы с государствами-противниками. Под кибервойной автор понимает агрессивные действия, в которых информация используется в качестве оружия, интернет и компьютерное оборудование — в виде инструментов, а манипуляция — технологий [7, с. 187]. При этом важно отметить, что кибервойна шире идеологического противостояния, так в нее входит еще и организация разрушающего воздействия на оборудование противника, подключенного к интернету.
В СМИ и зачастую в научной литературе кибервойну рассматривают в качестве составляющей так называемой гибридной войны — оценивая ее как тип агрессивного современного противостояния. С этим трудно согласиться, так как во все времена любые войны являлись гибридными. Всякая масштабная война — эта борьба, осуществляемая посредством боевого, экономического, политического, идеологического, психологического и т. п. взаимодействия.
С развитием электронных средств массовой коммуникации и новых СМИ возросла эффективность влияния журналистов на аудиторию, поэтому анализ манипулятивных практик однозначно приводит к их сообществу. Гражданская журналистика и блогосфера превращаются в сферу использования манипулятивных технологий, ориентированных на обман аудитории, подмену понятий негативными смыслами, формирование искаженной картины социальной действительности. Тексты на форумах и в соцсетях, выглядящие как диалог, являются завуалированным монологом [3, с. 10, 11]. Жанровые рамки интервью позволяют субъекту манипуляции провоцировать визави. В связи с этим журналистов определяют как «коммуникативную элиту» [19, с. 64]. Стираются грани специализаций в журналистском цехе, информационно-коммуникационные технологии сближаются с рекламой и пиаром, сужая поле традиционной журналистики [22, с. 674]. Одним из методов массовых манипуляций является придание множественности смыслов внешне однозначным текстам журналистских материалов, а их формы перестают соответствовать содержанию. Повседневное сознание индивида фрагментируется, и он, отчуждаясь от окружающего мира, теряет способность адекватно воспринимать реальность, как бытовую, так и политическую.
В результате рассмотрения функционала современных медиа в названном контексте любой непредвзятый журналист и аналитик вынужден признать, что сегодня в мире нет нетократии как реальной «четвертой власти», а есть игра в эту самую власть. И в этой игре — как свидетельствует опыт Д. Ассанжа — сила отнюдь не на стороне прессы. Сегодня все основные источники и средства трансляции массовой информации имеют конкретных владельцев, встроенных в систему глобального доминирования [12].
Глобализация и глобализм как процессы, базирующиеся на агрессивной идеологии, активно используют информационное пространство. Обеспечение разумного и эффективного баланса при адаптации национальных институтов к инновационным процессам является мировой проблемой. Эксперты констатируют неэффективность государственного контроля над информационными коммуникациями, оно не успевает адаптироваться к технологическим инновациям. Политики не в состоянии адекватно оценить воздействие науки и технологий на общественное развитие [10]. Исследователи фиксируют проблемы совместимости мирового и национального социально-технологического контекста и жизненную важность для России сохранить социокультурную и гражданскую идентичность. А социальная защита населения, в рамках формирующей цифровой модели, не рассматривается в качестве государственной задачи. Наметилась тенденция к «расчеловечиванию» социальной политики, в связи с чем цифровое общество может оказаться постгуманистическим [14, с. 43, 45]. Профессор Т. А. Семилет и др. констатируют, что политические структуры овладели манипулятивными практиками лингвопсихологического воздействия: актуализацией, трансформацией, формированием ментально-мифологических конструктов [23, с. 233].
Реалии и тенденции усиления негативных последствий интернета поставили перед Российским государством задачу эффективной адаптации к описанным процессам. Набирающая темпы «тотальная цифровизация», обеспечивая консолидацию населения страны как единого социума, представляет собой «позитивный футуристический проект, сродни советскому образу коммунистического будущего» [14, с. 42], что в значительной степени соответствует российской ментальности. Но для правящего класса обостряется проблема трансформации национальных институтов и выработки эффективной стратегии цифровизации страны.
Для нашей страны насущна борьба с фейками и верификация контента. Против России ведут информационную войну, что требует создания «сторожевой» журналистики, защищающей членов общества от могущественных властей, агрессивного бизнеса и внешних угроз. В мире имеется успешный опыт такой борьбы, создаются структуры, специализирующиеся на проверке фактов, как в формате отдельных проектов типа Factcheck.org, Politifact.com, FactCheckEU.org, так и в составе редакционных медиа (Fact Checker газеты The Washington Post) [26, с. 216].
Целесообразна организация работы по повышению грамотности интернет-пользователей. Знание и умение защищают от обмана при осуществлении операций электронной коммерции или от втягивания в тоталитарную, экстремистскую секту. Необходимо разъяснять сущность технологий социальной инженерии как способа манипуляции с целью завладения приватной, конфиденциальной информацией, изменения политических ориентиров.
Рассматривая все расширяющуюся деятельность наших цивилизационных врагов в формирующемся цифровом и виртуальном пространстве, следует понимать суть и сущность данного феномена. Его корни находятся в многосложном пространстве 1950-х гг. В них сошлись ослабление коммунистической идеологии, обусловленное непродуманной деятельностью Хрущева, развенчавшего Сталина и его политику, с одной стороны, и идеологическая революция Запада, уходящего от принципов модерна в концепты консюмеризма, с другой. Буржуазные исследователи внимательно изучали основные положения марксизма-ленинизма в связи с Великой русской революцией 1917 г., а после победоносного для СССР завершения Второй мировой войны признали его теоретические конструкции пророческими и приступили к реализации доктрины атомизации социума.
Марксизм-ленинизм исходил из концепции классового общества, в соответствии с которой рабочий класс (лица наемного труда) в капиталистическом обществе многократно превосходит по численности эксплуататорские классы и, возглавляемый своей политической партией, способен осуществить социальную революцию в своих интересах. Поэтому буржуазные идеологи в послевоенный период начали активно внедрять в научный оборот и массовое сознание концепцию деклассирования социума в эпоху потребительского общества. Так как теория может быть побеждена только другой теорией, была выдвинута концепция «стратификации», дифференцировавшая общество, прежде всего, по принципу объемов потребления бытовых рыночных товаров и услуг, вводившая понятие «среднего класса». Это позволило идеологам коллективного Запада подменить в общественном сознании марксову теорию антагонистических классов теорией конкурирующих и сотрудничающих слоев населения, сняв с повестки дня потребность и неизбежность социальной революции в капиталистическом обществе.
На десятилетия эта подмена оказалось весьма эффективной не только для капиталистического мира, но и для мира социализма, в чем немало преуспели Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев, заменив вектор роста общественного потребления и благосостояния на потребность индивидуального потребления. Однако после разрушения мировой социалистической системы жизненный уровень населения в странах коллективного Запада стал неуклонно снижаться, превращая средний класс в противника потребительского капитализма. Поэтому на рубеже XX-XXI вв. сначала внутри европейских стран, а затем и в самих США стала насаждаться новая разделительная концепция — атомизации на базе культивирования института меньшинств. Вначале по половому признаку, затем по сексуальному, гендерному, расовому, религиозному и другим различиям. Объявляя борьбу за их равенство центральной в системе прав человека и основной задачей современности, они стали подменять ею борьбу за социальноэкономическое равноправие людей.
Рассыпав социально-экономические группы на совокупность индивидов, идеологи и вожди неолиберализма их тут же пересобирают в другие сообщества на основе технологии «роя». Для этого используются многочисленные общественные организации, многие из которых работают в режиме секты, разделяя социум по принципу «свой — чужой». При этом их руководители находятся под контролем соответствующих структур и используются для создания соответствующего общественного настроя и проведения массовых мероприятий.
Примерно с середины 2010-х гг. социальные сети в связи с повсеместным распространением стали восприниматься правящим классом коллективного Запада в качестве нового инструмента власти.
Китайское руководство быстро поняло смысл этой политики и технологии и закрыло свое сетевое информационное пространство. Россия, как всегда, запаздывает в определении грозящей опасности и противодействии ей, поэтому стала основным объектом информационных диверсий, причем со стороны не только Запада, но и Востока. Количество форм организации в сети Интернет взаимодействия потребителей с контентом постоянно увеличивается через создание новых площадок. Это естественно по двум основным причинам: это коммерческие проекты, а бизнесу свойственна экспансия на рынки; в Сети еще задействованы не все органы чувств и не все технологии воздействия на них.
К последним по времени новинкам российского цифрового пространства можно отнести соцсеть Clubhouse, пришедшую к нам из англоязычного интернета. Ее запустили весной 2020 г., и в ней пользователи могут общаться в виртуальных комнатах только с помощью голоса. Менее чем за год «закрытый клуб» для людей, ищущих собеседников по интересам, вырос от полутора тысяч до миллионов пользователей. В него заложен притягательный принцип эксклюзивности, поскольку зарегистрироваться там можно только по приглашению. Чтобы попасть в данную сеть, необходимо иметь айфон и получить приглашение от зарегистрированного пользователя. В России наиболее популярна комната The Dacha с почти 8 тыс. подписчиков на начало февраля 2021 г. [25]. Запись бесед участниками не поощряется, и контент прошедших встреч для них недоступен. Свобода общения там относительная, право голоса нужно еще получить, а потерять его очень просто. В частности, в феврале 2021 г. был забанен самый рейтинговый радио- и телеведущий В. Р. Соловьев. Можно предположить, что данные сети могут быть использованы для создания копий голоса общественно значимых людей. Для проведения такой процедуры машинному интеллекту требуется 20 минут. После этого можно создавать речевой фейк-контент от их имени. Ожидается приход сетей с быстро исчезающим контентом, производящим впечатление, но недоступным для анализа.
Анализ современного цифрового информационного пространства свидетельствует о том, что мир в настоящее время переживает становление новой информационно-коммуникационной формации. Ее возникновение подтверждает спиралевидный формат развития человечества. На раннем этапе эволюции, до изобретения письменности, каждый член социума являлся субъектом коммуникации, затем человечество разделилось на профессиональных коммуникаторов и массовую аудиторию. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса возврата к первоначальному формату информационной коммуникации. Но это не является механическим возвращением к истокам цивилизации, ибо произошло изменение формы и природы самой информации: из аналоговой она трансформировалась в цифровую.
Информация всегда являлась эффективным инструментом не только культуры, но и политики, в том числе ее военной составляющей. Коммуникационные каналы, изменив свою природу на основе достижений высоких технологий (hi-tech), превратились в глобальный феномен, уменьшив информационное пространство планеты до размера информационного пространства первобытной семьи. Выгоду этого нового состояния первыми оценили предприниматели, а затем военные и политики. В настоящее время, из-за невозможности традиционных войн между акторами мирового политического процесса (по причине наличия ядерного оружья), войны перешли и в мировое информационное цифровое пространство.
Список литературы
1. Василенко И. А. «Умный город» в цифровом обществе 5.0: социальнополитические и гуманитарные риски цифровизации общественного пространства // Власть. 2019. Т. 27, № 5. С. 67-73.
2. Дзялошинский И. М. Коммуникативное воздействие: мишени, стратегии, технологии : монография. М. : НИУ ВШЭ, 2012. 572 с.
3. Дружинин А . М. От диалога к манипуляции: критический анализ современных медиапрактик // Философская мысль. 2017. № 1. С. 1-16.
4. Дружинин А. М. Медиакомпетенции блогеров: реальность VS ожиданий // Mass-media. Действительность. Литература. Тверь :Твер. гос. ун-т., 2018. С. 45-49.
5. Ершов П. М . Искусство толкования. В 2 ч. Ч. 1. Режиссура как практическая психология. Дубна : Феникс, 1997. 352 с.
6. Ершов П. М. Искусство толкования. В 2 ч. Ч. 2. Режиссура как художественная критика. Дубна : Феникс, 1997. 585 с.
7. Зуляр Ю . А. Путеводитель по виртуальной реальности // Полис. Политические исследования. 2021. № 1. С. 182-191.
8. Зуляр Ю. А. Массовые коммуникации в рекламе : учеб. пособие. Иркутск : Иркут. гос. ун-т, 2006. 486 с.
9. Исакова И. А., Коротышев А. П. Политический постинг в современном Рунете: возможности и риски // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 4. С. 41-55.
10. Как остаться людьми в мире технологий. 2017. Сессия 5 XIV ежегодного заседания клуба «Валдай». Сочи. 19.10.2017 // Портал Международного дискуссионного клуба «Валдай». URL: http://ru.valdaiclub.com/events/posts/articles/ostatsya-lyudmi-v- mire-tekhnologiy-sessiya-5/ (дата обращения: 19.01.2021).
11. Крайнов А. Л. Информационное общество как общество риска: социальнофилософский анализ // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов : Саратовский ГАУ, ЦеСАин, 2019. С. 197-200.
12. Лепехин В. Что такое когнитивная война и можно ли в ней победить. 26.04.2016 // РИА новости. URL: https://ria.ru/20160426/1420518962.html (дата обращения: 19.01.2020).
13. Луман Н. Л. Общество как социальная система. М. : Логос, 2004. 232 с.
14. Малышева Г. А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества // Власть. 2018. № 1. С. 40-46.
15. Меньшиков П. В. Бизнес-PR 4.0. Актуальные аспекты медийной политики в международном бизнесе : учеб. пособие. М. : МГИМО-Университет, 2018. 318 с.
16. Меньшиков П. В. Актуальные подходы к понятию PR-технологий скрытого маркетинга // Международные коммуникации. 2018. № 4 (9). URL: http://www.intcom-mgimo.ru/2018-09/actual-approaches-pr-guerilla-marketing (дата обращения: 19.01.2021).
17. Михайленок О. М. Информационно-коммуникативные риски сетевизации политических отношений // Вестник Института социологии. 2019. Т. 10, № 3. C. 12-21.
18. Некрасов С. Н. Цифровая эпоха — последняя утопия истории // Научные труды КубГТУ. 2019. № 4. С. 53-60.
19. Обысов А. Н. Управление человеческой деятельностью в современном мире как «Манипуляция сознанием» // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 3. URL: www.sisp.nkras.ru (дата обращения: 19.01.2020).
20. Политические коммуникации : учеб. пособие / под ред. А. И. Соловьева. М. : Аспект Пресс, 2004. 332 с.
21. Прядко И. П. Камо грядеши: об особенностях использования конфессиональной лексики в речевом пространстве СМИ // Актуальные проблемы филологии : материалы Первых Кирилло-Мефодиевских чтений в Международном гуманитарнолингвистическом институте. М. : МИЛ, 2008. С. 82-87.
22. Сальникова Л. С. Роботы против журналистов: есть ли у журналистики будущее? // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8, № 4. С. 668-678.
23. Социальные сети как культурные матрицы интернет-коммуникаций / Т. А. Семилет, В. В. Витвинчук, И. В. Фотиеваз, Е. В. Лукашевич // Культура и текст. 2019. № 3 (38). С. 226-242.
24. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно- информационная теория высшей нервной деятельности. М. : Институт психологии РАН, 1998. 98 с.
25. Соцсеть, о которой все говорят: что такое Clubhouse и как ею пользоваться // Медиа нетология. URL: https://netology.ru/blog/02-2021-what-is-clubhouse (дата обращения: 19.01.2020).
26. Стратегические коммуникации в цифровую эпоху. Новые технологии : учеб. пособие / под ред. Л. С. Сальниковой. М. : Научная библиотека, 2019. 300 с.
27. Чугров С. В. Post-truth: Трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. C. 42-59.
Information and Digital Battlefield of the World War of the XXI Century